Начальник Партизанского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Сергей Роговой в рамках республиканской акции «От всей души» поздравил узника Великой Отечественной войны Москальчук Антонину Марковну.
Несмотря на тяжелые воспоминания о жизни в концлагере, Антонина Марковна очень приветливая и дружелюбная, излучает оптимизм. В марте этого года ей исполнится 90 лет, а помнит она все очень отчетливо, особенно военное время. После вопроса о воспоминаниях глаза героини налились кровью…
– Наша семья была партизанская, 9 детей было у мамы, брат был летчиком. Отца расстреляли в 1942 году. Долгое время мы жили в сарае, в доме располагалось начальство, нас взяли на поруки. В 1944 году забрали в концлагерь, младшей сестре Ане удалось спрятаться. Я все время плакала. У нас не успели взять кровь, нам еще повезло. Но они собирались, так как накануне нас сводили в баню и дали по маленькому кусочку хлеба с маргарином. И по сей день я помню этот вкус… Сказали, завтра пойдем на «укольчики». Помню длинный коридор и все в белых халатах. Наверное, после бани они брали анализ крови. Но меня взял за руку врач (он был русский) и отвел в перевязочную, чтобы наложить повязку (я вся была в фурункулах), сказал не снимать ее 3 дня. А на следующий день Минск стали сильно бомбить. На третьи сутки так бомбили, что невыносимо, дети поразбегались. А потом «наши» собирали детей по кустам. Как сейчас помню, высокий-высокий махал руками. Есть хотелось, заходили в дома, думали попросить чего-нибудь, а там все «спят». Я сейчас говорю сестре: наверное, они с них успели взять кровь. Нам еще повезло. Они ж до последнего собирали детей…
Антонина Марковна рассказывала еще много историй об испытаниях, которые довелось пережить. Спасатели выслушали рассказ, чтобы передать его потомкам и не забывать о цене, заплаченной за Победу. После чего установили автономный пожарный извещатель от Белорусского добровольного пожарного общества, рассказали о принципе его работы и правилах эксплуатации.
Сергей Роговой, в свою очередь, пожелал Антонине Марковне, долгих лет жизни, тепла и уюта. Ей было приятно внимание: «Вы мне дни продлили», – говорила она.